Продолжаем разбираться, как заменить крик на более эффективные и здоровые способы взаимодействия с детьми.
Мы обсудили, почему кричим и что делать в моменте, чтобы остановить привычный порыв. А что дальше
Разграничьте, что является частой причиной крика: ваша личная проблема или проблема во взаимоотношениях с ребенком?
В зависимости от этого и выбирайте стратегию действий.
Это моя проблема? Ребенок оказался рядом в тот момент, когда я на пределе, и ему «досталось».
Тогда нужно работать со своим состоянием, учиться справляться со стрессом и эмоциями.
Хороший способ разобраться в своих триггерах и реакциях – это рефлексия и анализ. Возьмите листочек и записывайте:
Ситуация: Что произошло?
Причина: Что стало причиной злости?
Чувство: Какое чувство вы испытывали?
Поведение: Как вы обычно реагируете (крик)?
Альтернативы: Какие приемлемые варианты поведения вы могли бы выбрать?
Это проблема во взаимоотношениях с ребенком? У меня есть постоянные претензии к нему, я что-то хочу от него постоянно, и это вызывает напряжение.
Пора менять стратегию взаимодействия с ребенком, искать другие способы добиться понимания и сотрудничества.
Полезное упражнение – замечать моменты, когда вы смогли сдержаться и выразить свой гнев или сильные чувства приемлемым способом.
Сдержаться – не значит подавить эмоцию и ничего не делать! Это значит высказать свое недовольство словами, которые не обижают, или показать его физически, но не агрессивно.
А. Фабер, Э. Мазлиш «Свободные родители, свободные дети»
Слова могут быть опаснее ножей. Иногда они оставляют шрамы на всю жизнь. Вот почему единственная альтернатива негуманным методам есть гнев без оскорблений. Поиски новых, более милосердных способов выражения древних и мощных эмоций – это дело всей жизни.
Пора менять стратегию взаимодействия с ребенком, искать другие способы добиться понимания и сотрудничества.
Вот кратко примеры навыков Фабер-Мазлиш, которые в этом помогут. В наших постах мы много о них писали
Озвучивать свои чувства приемлемым способом
Вместо: «Ты меня доводишь! Ты никогда не слушаешь!»
«Я злюсь, когда ты не выполняешь то, о чем мы договорились. Мне важно, чтобы ты помогал мне по дому».
«Я взбешен!», «Я сейчас буду ругаться…».
Использовать телесные проявления (неагрессивные): топнуть ногой, сжать кулаки, сделать глубокий вдох.
Давать информацию
Вместо: «Немедленно выключи телевизор и иди делай уроки!»
«Уже 8 вечера. Через час нужно ложиться спать. Уроки еще не сделаны».
Вместо «Прекрати сейчас же!»
«Я вижу, что ты увлечен игрой, но нам пора уходить».
Говорить о своих потребностях
Вместо: «Ты опять шумишь! Нельзя так себя вести!»
«Мне сейчас нужно немного тишины, чтобы сосредоточиться на работе. Не мог бы ты поиграть в другой комнате?»
Использовать юмор
Вместо: «Я тысячу раз тебе говорила, не трогай мои вещи!»
«Если мои вещи начнут летать по комнате, мне придется вызвать супергероя, чтобы их поймать!» (сказать это с улыбкой).
Давать возможность выбора
«Ты должен немедленно убраться в комнате!»
«Ты хочешь убраться в комнате сейчас или после прогулки?»
Признавать свои ошибки и извиняться
«Я знаю, что я накричал. Мне очень жаль. Я постараюсь в следующий раз вести себя по-другому».
Искать решения вместе, используя метод решения проблемы
Вместо «Делай, как я сказал!»
«Давай подумаем, как мы можем решить эту проблему».
Описывать, а не оценивать
Вместо «Ты такой неряха! Мне это надоело!»
«Я вижу грязную посуду в раковине».
Эти приемы требуют практики и терпения.
Не всегда они срабатывают мгновенно.
Главное – ваше искреннее желание уйти от крика и построить отношения с ребенком на основе уважения и понимания.
Другие примеры вариантов использования навыков общения
на нашем телеграм-канале: https://t.me/fabermazlish