Как помочь ребёнку, когда он «застрял» в негативной роли?
Бывает так, что все вокруг считают его хулиганом, слишком активным, нытиком или медлительным. Ребёнку присваивают ярлык, и он начинает действовать в соответствии с ним. Это может расстраивать и демотивировать.
Что делать в такой ситуации? Адель Фабер и Элейн Мазлиш предлагают несколько приёмов, направленных на то, чтобы помочь ребёнку освободиться от негативной роли, которую ему приписывают окружающие или он сам себе.
Ключевой момент — описание маленьких успехов и попыток измениться, которые ребёнок проявляет. Важен взгляд со стороны, взгляд наблюдательного и поддерживающего родителя.
Если все считают ребёнка хулиганом, похвалите его за то, что он проявил сочувствие к другому ребёнку.
Если все считают ребёнка медлительным, отметьте, как быстро и аккуратно он выполнил задание.
А ещё
Принятие чувств ребёнка
Вместо того чтобы спорить или отрицать чувства ребёнка, важно их принять и показать, что вы понимаете его точку зрения.
Если ребёнок говорит: «Все считают меня хулиганом»,
вместо того чтобы отвечать: «Это неправда!»,
скажите: «Тебе, наверное, очень неприятно, когда тебя так называют. Должно быть, ты чувствуешь себя непонятым».
Ребёнок чувствует себя услышанным и понятым, что снижает сопротивление и открывает возможность для дальнейшего разговора.
Описание, а не оценка
Вместо того чтобы давать общую оценку личности ребёнка, описывайте конкретное поведение или ситуацию, которую вы хотите изменить.
Вместо «Ты всегда опаздываешь!»
скажите: «Я вижу, что сегодня ты вышел из дома на 15 минут позже, чем нужно. Из-за этого мы опоздали в школу».
Ребёнок не чувствует себя атакованным, а получает конкретную информацию о том, что именно он сделал не так и как это можно исправить.
Разделение проблемы и человека
Покажите, что проблема — это не часть личности ребёнка, а отдельная ситуация, которую можно изменить.
Вместо «Ты просто лентяй!»
скажите: «Я вижу, что тебе сейчас трудно начать делать домашнее задание. Давай вместе подумаем, как мы можем это изменить».
Ребёнок не чувствует себя «плохим» или «неправильным», а осознаёт, что проблема — это всего лишь временная трудность, которую можно преодолеть.
Создание новых возможностей
Предоставляйте ребёнку возможности проявить себя в новом свете, показать свои сильные стороны и таланты.
Например, все в классе считают ребёнка «тихим», «незаметным», «не умеющим себя проявить». Он стесняется высказывать своё мнение, не участвует в активностях и чувствует, что его не замечают.
Предложите ребёнку стать волонтёром в каком-нибудь проекте, где требуется ответственность и внимательность к деталям, но не обязательно быть в центре внимания. Например, он может помогать организовывать библиотеку, ухаживать за животными в приюте или быть помощником библиотекаря.
Поощрение попыток, а не только результатов
Хвалите ребёнка за усилия, которые он прилагает, за то, что он старается измениться, даже если результат пока не идеален.
Если ребёнок пытается стать более организованным, похвалите его за то, что он начал планировать свой день, даже если он ещё не всегда успевает выполнить всё запланированное.
Ребёнок чувствует поддержку и мотивацию продолжать двигаться вперёд, даже если на пути встречаются трудности.
Фокус на сильных сторонах
Напоминайте ребёнку о его сильных сторонах и талантах, помогайте ему увидеть свои достоинства.
Если ребёнок считает себя «глупым», напомните ему о том, как хорошо он рисует, играет на музыкальном инструменте или решает головоломки.
Ребёнок чувствует себя ценным и компетентным, что помогает ему справиться с негативными эмоциями и изменить своё представление о себе.
Создание новых историй
Помогите ребёнку создать новую историю о себе, которая будет основана на его сильных сторонах, ценностях и мечтах.
Спросите ребёнка: «Каким ты видишь себя через 5 лет? Что ты хочешь делать? Каким человеком ты хочешь быть?» Поддержите его в стремлении к этой новой версии себя.
Ребёнок получает мотивацию для личностного роста и развития, а также уверенность в том, что он может изменить свою жизнь к лучшему.
Другие примеры вариантов использования навыков общения
на нашем телеграм-канале: https://t.me/fabermazlish