Как быть, если учитель вызывает родителя, чтобы обсудить успеваемость ребёнка? Или родитель интересуется, почему у ребёнка плохие оценки, и он не хочет ходить в школу. Как избежать непонимания и найти общий язык? Без угроз, унижений, без взаимных упреков? Как сделать так, чтобы родительское собрание или встреча родителя и учителя прошли продуктивно?
Есть несколько простых шагов.
✳️Шаг 1. Настроиться на поиск взаимовыгодного решения. И родитель, и педагог хотят для ребёнка лучшего.
Если держать эту цель в голове, то будет легче действовать. Кому-то необходимо взять на себя роль «контейнера». Терпеливо выслушать, записать претензии, не принимая их на свой счёт. У человека, который высказывает недовольство, накопилось много мыслей и чувств. Здесь пригодятся навыки активного слушания и принятия. Важно! При этом принятие чувств не значит, что вы полностью согласились с мнением другого человека.
✳️Шаг 2. Найти и подчеркнуть позитивные моменты. Быть честными в формулировках.
Перед встречей подумайте, что полезного, интересного и позитивного вы замечаете в этом учителе, ребёнке, родителе или ситуации. Вы подчеркнули позитивные моменты, выслушали друг друга и кратко обозначили свои переживания. Важно быть честными в формулировках. Старайтесь найти слова, которые не унизят и не обидят, в том числе и нас самих. Поможет объективная формулировка происходящего, как будто вы смотрите или снимаете кино. Например: «В классе 30 человек, и мне важно чётко обозначить для детей какой-то момент» или «У нас дома сейчас непростая ситуация, к нам приехала семья двоюродного брата, сложилась напряжённая атмосфера».
✳️Шаг 3. Обсудить, что может помочь/обычно помогает дома и в школе.
«Дома помогает, когда мы выделяем отдельное время и комнату для домашних заданий. Рядом не должно быть телефона», «Помогает, когда ребёнок поест и попьёт. После этого он может сосредоточиться и выполнять задания», «На уроке ребёнку помогает физическая активность, работа в парах».
✳️Шаг 4. Разработать совместный план.
Подумайте, какие шаги вы можете предпринять. Можно обсудить, что вы ожидаете от другой стороны. Используйте формулировки, которые помогают создать атмосферу взаимного уважения и доверия. Например: «Мне было бы полезно», «Я бы хотел услышать», «Что я могу использовать дома» или «Как вы думаете».
К сожалению, правильные фразы не всегда приходят в голову. Чаще всего взаимодействие выглядит так: мы спорим, отстаиваем свою позицию, «наезжаем», испытываем недовольство или выслушиваем, чувствуя себя никчёмными родителями ребенка или неопытными педагогами, которые не оправдывают ожиданий. Это оставляет чувства раздражения и расстройства.
Но можно иначе! Ведь в жизни каждого ребёнка возникают вопросы успеваемости, общения с одноклассниками, пребывания в школе. Это естественные ситуации. И нам, взрослым важно научиться находить слова уважения и понимания и учиться разрешать конфликты заинтересованных сторон, не соперничая, а сотрудничая во благо ребенка. Практиковаться в этом можно на курсе: «Как говорить, чтобы дети учились», где целая сессия посвящена родительским собраниям.
В коммуникации достаточно, чтобы один человек был включен и обладал навыками, поэтому , будь вы учитель или родитель, присоединяйтесь к группам курса!
Или даже повышайте свою квалификацию педагога в Русском Монтессори Институте!