Что дает супервизия помогающих специальностей? Помогает развиваться профессионально? Это факт. А вот детали в разных школах, направлениях, ассоциациях понимаются и трактуются по-разному.
Познакомившись с разными формами и подходами в супервизии на программе подготовки супервизоров в Московском Институте Психоанализа , мне было очень интересно поговорить об этом с Еленой Маниной. Пользуясь случаем, я также узнала у Елены, как она использует коучинг дома, с детьми, но об этом напишу здесь.
*****************
Елена Манина является профессиональным коучем, Гештальт-консультантом, Тренер-практиком по эмоциональному интеллекту, Автором EQ-коучинга «Мастер эмоций» , который насчитывает 100 ведущих в 7 странах. Елена уже более 12 лет помогает женщинам выйти из кризисов и зарабатывать профессией и бизнесом.
Мария Гайдукова (М.Г.): Елена, мне бы хотелось спросить у вас, как у профессионала, непосредственная деятельность которого связана с поддержкой начинающих психологов, коучей, и не только начинающих, какова по вашему мнению, роль супервизора в помогающих профессиях, в профессиональном развитии психологов, коучей, всех, кто работает с людьми?
Елена Манина (Е.М.): Первые семь-восемь лет я работала всегда в сопровождении супервизора. Наверное, это то, что стало фундаментом, и помогло мне с уверенностью развиваться дальше. Рядом со мной стояли всегда педагоги, супервизоры, которых я сама выбирала. Эти люди помогали мне грамотно, без выгорания в этой наисложнейшей профессии, которая требует такого нашего личностного вклада, переходить с этапа на этап. Есть профессиональные навыки, а есть супервизор, который помогает мне реализовывать профессиональные навыки. Поддержка – это базовая вещь. Ни одно направление психологии и коучинга не может быть развито человеком без супервизии, без человека, который его поддерживает. У меня в этом твердая уверенность.
М.Г.: Можете обозначить, как меняются запросы коучей и психологов по мере роста профессионализма в своей области?
Е.М.: У меня такое ощущение, что первые запросы к супервизору про себя. Правильно ли я что-то сделал? Применил вот такой инструмент? Мои страхи, мои чувства. А дальше из фона выходит другой, и у человека начинаются запросы про другого: как мне для другого быть наиболее полезным, как мне сформировать саму программу, что я для него, как я это делаю.
М.Г.: Скажите, пожалуйста, кто для вас является авторитетом, учителем в вашей профессии? Какой его совет помните всю жизнь?
Е.М.: Моим первым наставником, супервизором, была в гештальт-терапии Джамиля Нугманова. Я считаю ее моим основателем, она очень много мне дала. Первое время у меня были сомнения, а мое ли это? Я пришла из бизнеса, была ТОПом, руководителем. Джамиля в какой-то момент мне говорила: «Можешь не выбирать, можешь просто делать». Она, похоже, понимала в тот момент, что у меня не было объема для понимания, как я буду здесь реализовываться. Я его еще не набрала.
Так и я сейчас говорю коллегам: «Подожди, ты не видишь сейчас всего, не видишь системы. Сделай еще три шага, потом тебе будет на что посмотреть. Делай, а не выбирай прямо сейчас. И ты всегда сможешь это изменить, уйти».
После гештальта пришел коучинг. В коучинге у меня много наставников. Один из людей, который мне очень запомнился, и который был моим наставником – Анастасия Гильманурова. Я была в тот момент уже реализованным гештальтистом, консультантом, и пришла в коучинг. У меня был очень сильный внутренний конфликт, здесь работают так, а здесь совсем по-другому, цели и прочее. И благодаря мудрости Насти как наставника, как супервизора, который был рядом, я смогла это миксануть, соединить. Скорее всего, я бы сама не разрешила тот внутренний конфликт. Я бы опять выбирала.
Тот же самый совет, что дала Джамиля: «Не выбирай», я сейчас сама даю коллегам, которые выбирают: «Я психолог или коуч, я вот этим занимаюсь, или вот этим занимаюсь». Кто-то выбирает: я мама или эксперт? Я говорю: «Пройди три шага вперед, и ты поймешь, что ты делаешь вот это для этого человека, и все соединится».
Я сейчас понимаю, что они шли на пять шагов впереди меня, и понимали это. А я в тот момент встала в такую позицию: «Я же выбираю человека, которому я доверяю. Я могу доверять, значит, я просто делаю шаг». И хорошо, дальше прекрасно получается этот микс.
М.Г.: Мы переживаем непростое время. Как супервизор, как наставник, какой совет Вы могли бы дать профессионалам помогающих специальностей: коучам, психологам?
Е.М.: Еще одна моя наставница в тренингах, Ирина Шевцова, сказала, что мы не должны поляризоваться. Наша задача сейчас – немножко грустная метафора, но я ее скажу – выносить людей с поля боя. По большому счету, это моя профессия, помогать тем, кто сейчас готов действовать.
Если я ухожу в какую-то дуальность – эти хорошие, эти плохие, это так, это не так – я теряюсь. Моя личная позиция в том, что я помогаю людям, где нет никакого противоречия моим внутренним ценностям. Первое, что я сейчас должна сделать, чтобы быть способной помогать людям, это отследить все триггеры, которые запускаются во мне этой ситуацией: если запускается стыд, если запускается вина, если хочется встать на тот или иной броневик и махать чем-то. Здесь надо напрямую посмотреть на себя, а дальше выполнять свою работу, помогать людям, исходя из собственных ценностей, конечно. У нас для этого есть куча профессиональных навыков, и супервизия, и наставники.
Я сейчас вижу у одних одно, у других другое. Мое место сейчас не на броневике. Мое место сейчас – взяться всем нам за руки и продолжить свою работу. Отследить, что со мной, и помогать тем людям, с которыми я сейчас совпадаю по ценностям, не поляризуя эту ситуацию. Без нас она поляризована. Но мы не должны быть марионетками. А марионетками мы будем в том случае, если нас будет цеплять за какую-то эмоцию, за какой-то триггер, за какую-то мыслишку. Постоянная супервизия, наставничество, эмоциональная самогигиена.
Первое – триггеры, второе – делай свое дело. Людям трудно. Мы же привыкли, мы стремимся к стабильности, а сейчас состояние неопределенности. В этом состоянии неопределенности я сейчас применяю несколько стратегий. Вот есть план A, план B, план C. Вот в этой стратеги – план B. В этой стратегии – план C. Самую черную тоже рассматриваю.
Я не страус, я не собираюсь прятать голову в песок. Я считаю, что любой мой коллега должен адекватно смотреть на реальность. Можно, конечно, избегать, отрицать, но тогда ты завис где-то, соответственно. Есть вот такая реальность – я в этой реальности делаю это, есть вот такая реальность – я делаю вот то.
В условиях неопределенности нужно использовать сценарное планирование. Несколько сценариев, и я в нем буду делать так или так. Но во всех трех сценариях, которые я для себя проигрывала, я помогаю людям, я помогаю коллегам, я помогаю руководителям, которые сейчас приходят. Без вариантов. Неважно как, но я это делаю. Такие вещи. Триггеры, профессия, и сценарное планирование в неопределенности.
М.Г.: Спасибо большое за интервью и вашу работу!
Здесь можно посмотреть интервью целиком
https://youtu.be/GwVznh9-pPM