Как потушить глаза ребенка или 10 способов убить инициативу у детей.

Наверное, каждый родитель много раз замечал, когда радостный ребенок загорался какой-то идей и делился ей с вами. И как неловко сказанная фраза, а иногда и очень ловко сказанная и соответствующая правде, работала как своего рода огнетушитель для веселых огоньков в глазах ребенка.

Почему-то у нас, родителей, гораздо больше в арсенале фраз-огнетушителей, нежели фраз-спичек. А иногда так хочется убрать эти огнетушители в дальний ящик и дать огню разгореться.

Вот голопуз доползает до журнального столика и первый раз встает на дрожащих ножках. Его привлекает ярко красная обложка, такая заманчивая, что он, преодолевая земное притяжение, поднимается и дотягивается до нее. Входящая в комнату мама, видит радостного малыша, победно помахивающего красной обложкой и весь его вид говорит, как он горд, что смог, добрался, достиг. С выражением ужаса мама выхватывает честно заработанную «игрушку» и строго говорит: «Это трогать нельзя!». Вот тебе и награда за старания, он же не виноват, что обложка у паспорта такая привлекательная. И в крике малыша слышны разочарование, обида и возмущение за несправедливое отношение и непонимание. Хорошо, что малыш не остановится, и поплакав, будет ползти дальше, будет вставать и идти.

Но давайте посмотрим на ребенка постарше и на то, как мы можем убить своими словами и недоверием желание что-либо делать или достигать.

Вот дошкольник, у которого появилась идея нарисовать «ооочень большую картину» и подарить ее бабушке. А вот школьница, которая делится с мамой своими мыслями: «Я решила участвовать в школьном спектакле.»

А вот варианты реакции родителя, которые, если не отобъют желания полностью, то по меньшей мере, пошатнут ребячью уверенность в своих силах.

Как «помочь» ребенку забыть о своей идее:

  1. Сказать, чем лучше ему заняться по вашему мнению. «Хорошо, только сначала уберись в комнате…» или «Только лучше бы ты помог по хозяйству и сделал уроки…»
  2. Обломать крылья. «Хорошая идея, но для этого надо уметь рисовать, петь, танцевать….»
  3. Предостеречь: «Попробуй, только с твоими способностями тебе придется сильно постараться»
  4. Обратиться к предыдущему негативному опыту: «Давай, только смотри, чтобы не получилось, как в прошлый раз, когда
  5. Напомнить о том, что не закончено: «Опять ты со своими идеями, столько начатых дел и не одного законченного.»
  6. Начать проявлять/перехватывать инициативу или предлагать помощь: «Замечательно, давай я сделаю фон, а ты детали.» или «Давай, я договорюсь с преподавателем…». Ребенок часто хочет сделать что-то сам и говорит вам о своем желании не потому, что нуждается в помощи.
  7. Рассказать о возможных сложностях: «Отличная идея, только тебе придется учить большие тексты и ходить на репетиции…»или «Чтобы нарисовать стоящую картину, нужно сначала придумать сюжет и нарисовать карандашом, потом положить фон и дать просохнуть… потом…». Ребенок думает: «Как все сложно, лучше и не буду браться»
  8. Указать, как правильно и неправильно: «Давай, только начинать нужно всегда с ….Так не наносят краску, это надо делать так…» или «Так ты никогда не выучишь слова, нужно сделать так..» Конечно вы умнее и знаете как надо, но можно дать возможность и ребенку получить свой опыт.
  9. Заглядывать в будущее:  «А если бабушке не понравится твоя картина, а вдруг у тебя не получится?»
  10. Использовать свой излюбленный способ

Как же ребенок должен быть воодушевлен идей, чтобы после таких высказываний все-таки реализовать то, что он задумал.

А ведь, подчас нам, родителям, нужно просто помолчать или кивнуть, или сказать «Давай», чтобы он порадовал нас картиной, отлично сыгранной ролью или другим очередным достижением.