Описание в общении и жизни

Приводим здесь статью Елены Галкиной, которая, пишет про важность навыка описания в нашей жизни и про свои открытия, связанные с этим навыком.

____________

Вспоминаю свое знакомство с методикой Фабер-Мазлиш (ФМ) и  в моей памяти начинают всплывать образы: первая прочитанная книга “Как говорить с детьми..”; мой восторг и желание поделиться этими знаниями со всем миром, поиск единомышленников, обучение у Марии на курсе, наши теплые встречи и дружба с группой. Да, я вспомнила о том, что я тоже являюсь тренером этой методики. Задумалась.. Что же меня тогда так зацепило в этом? И тут меня просто бьет током — ОПИСАНИЕ.

Большая часть методики ФМ посвящена важности описания и отработки ее на практике: описание того, что я вижу; описание того, что я чувствую; описание ситуации в целом. И это очень сходно с тем описанием, которому сейчас учит нас Свен Донер на каждом занятии курса “Искусство Трансформации”. Каждый раз, уделяя отдельное внимание тому, насколько важно научиться описывать и дифференцировать описанное. Да! Феноменологическое описание, как один из важнейших инструментов методики! И я начинаю осознавать всю глубину обучения ФаберМазлиш. Как гармонично авторы методики внедрили метод описания, который применяется в психотерапии в такое простое и доступное обучение, понятное любому человеку, не имеющего никакого отношения к психологии. Методика дает простые и действенные инструменты для решения конкретных проблем, особо не углубляясь, откуда они взялись вообще. И не нужно искать причинно-следственные связи, как мы привыкли это делать. Насколько это соответствует глубокой терапевтической работе.

Да, с первой главы книги и до последней ролевой игры на сессиях обучения ФМ учит описывать. Без выводов! Без суждений! Без указаний к действию! И я как практик могу подтвердить, что это работает всегда на 100%. 

У меня всплывают в памяти примеры: вот Мила, ей чуть меньше 2-х лет. Она запускает в стену тарелку с кашей. И такое я наблюдаю впервые. Первый посыл, конечно, разозлиться и отругать: ”Ведь это же просто возмутительно! Бросить тарелку с кашей, и ведь всю кухню теперь мне отмывать!” Но! Я вспоминаю про метод ФМ и начинаю говорить описывая ее чувства, начиная со слов: Как же ты разозлена! Ты просто вне себя от ярости! Вон как тарелка полетела… И вместо надвигающегося скандала, Мила начинает монолог высказываний того, что у нее наболело: о том, как ее не любят и как брат ее обижает и все забирает… И заканчивает словами: “Мама, говори так со мной чаще.” И в нашей семье снова мир, любовь, принятие и понимание. 

Вот с Милой случается истерика в парке, когда она не хочет уходить домой, и она кричит на всю улицу. И я сначала дышу, чтобы не сорваться. А потом перехожу к описанию того, что я вижу: ты не хочешь уходить домой, потому что день такой солнечный и хочется остаться поиграть еще. Мила выдыхает, кивает и начинает говорить о том, что она чувствует…

И в этих случаях, описание помогло раскрыться моей дочери, и вылить из себя накопившийся негатив, снять напряжение, умерить накал эмоций. И этот процесс очень сходен с сессией у психотерапевта. Я же со своей стороны путем описания без осуждения смогла выразить своей дочери эмпатию, принятие и безусловную любовь. И это стоит тысячи моих слов любви.

И вот сейчас знакомясь с юнгианской психологией на курсе у Свена, я даже сначала не синхронизировала это с ФМ, несмотря на то, что на каждом занятии мы описываем, описываем и снова описываем. И феноменологическое описание — есть основа нашего обучения!

Так что же такое феноменологическое описание? 

И здесь как никак кстати подойдут слова Гуссерля, который в 1901 году и придумал этот метод: «Феноменология действует, созерцая, разъясняя, определяя смысл и смысл же различая. Она сравнивает, она различает, она связывает, она устанавливает отношения, разделяет на части или обособляет моменты… Она не теоретизирует и не математизирует, она не производит никаких объяснений …» . Ее предметом является «только то, что мы можем сделать ясным по своей сути в самом сознании».

Или например, слова Хайдеггера: «Феноменологическое – это «беспредпосылочное видение вещей (или «изначальное», «ближайшее», «естественное», «непредвзятое», «простое», «собственное», «подлинное», «чистое», и т.д.) в отличие от опыта, основанного на «предрассудках», «предмнении»… 

Эти слова ярко характеризуют метод и дают понимание его сильных сторон.

И возвращаясь к моей истории с ФаберМазлиш. Я открыла для себя понимание, что данная методика с детства научает наших детей описывать и дифференцировать. И также, мы — взрослые, используя ее, постоянно практикуемся.

Почему же я считаю, что это так важно и ценно? Ответом на это, я хочу поделиться своими переживаниями, которые во мне происходят, когда я применяю описание в своей жизни. 

Представим какой-то напряженный эмоциональный момент, который происходит здесь и сейчас. Обычно, меня затягивает в эпицентр происходящего, я становлюсь частью этого процесса, меня заворачивают эмоции и переживания. И образовывается ураган! Следовательно, меня захватило и понесло, к сожалению, в неизвестном направлении. И куда выведет этот путь никто не знает… Никакого конструктива, только по-жесткому, только хардкор!

Если же в этот момент применить описание, то я уже не вовлекаюсь в ситуацию, не вхожу в эпицентр событий, а становлюсь ее свидетелем. И одновременно я могу быть и активным участником, и наблюдателем. И здесь уже нет того эмоционального накала, нет суждений “Это просто непростительно!” Нет переноса “Да как он так мог поступить?” и нет выводов “Мы все умрем!”… что соответствует тому, что в спокойном здравом ясном сознании я смогу действовать более экологично, нежели в состоянии стресса. Шансы принять верное решение возрастает в разы.

Также, исследуя использование описания в повседневной жизни, я отметила, что благодаря ему мы открываем для себя огромное пространство вариантов, не зацикливаясь на одном решении. Мы становимся более творческими и открытыми. Воспринимаем окружающий мир не сквозь призму своих страхов, установок и паттернов, а в чистом нейтральном виде. Что, как минимум, способствует уменьшению стресса в нашей обыденной жизни.

Да, метод описания скорее непривычен и даже косноязычен для нашего привычного линейного мышления и авторитарного мира. Но, применяя его на постоянной основе мы уже не испытываем такого неудобства, как в самом начале… И секрет здесь в новых сформированных нейронных связях, но об этом уже в другой раз…