Пример ситуации с выполнением уроков дома.
Ребенок: «Я ничего не понимаю в этой алгебре! Сижу уже два часа над этой задачей,
и у меня ничего не получается! Всё, ненавижу эту алгебру и эту школу!»
Неэффективная реакция (раздражение и обесценивание)
Родитель: «Опять ты ноешь! Сколько можно с этой алгеброй возиться? Все нормальные дети уже давно всё сделали, а ты вечно тянешь кота за хвост! Надо было на уроке слушать, а не втелефоне сидеть!»
Ребенок: «Тебе-то легко говорить! Ты же не сидишь тут над ней! И вообще, я слушал на уроке!Просто я ничего не понимаю! Лучше бы помог, чем обзываться! Ненавижу вас всех!»
Реакция с использованием навыков принятия чувств Фабер-Мазлиш
Подтвердить чувства ребенка
Родитель: «Ох, похоже, эта задача тебя совсем измучила. Звучит так, как будто
ты очень расстроен и разозлен на эту алгебру».
Ребенок: «Да, именно! Я просто в бешенстве! Ничего не получается, хоть убей!»
Проявить солидарность
Родитель: «Ух, это сложно…»
Ребенок: «Еще бы! Хуже ничего не бывает! Мне кажется, я тупой!»
Родитель: «Ох, я слышу, как ты устал и разочарован. Когда так долго бьешься над
чем-то и ничего не выходит, это действительно выматывает и заставляет сомневаться в своих силах».
Исполнить желание в фантазиях
Родитель: «Эх, если бы у нас была кнопка «Решить алгебру», которую можно было бы просто нажать!»
Ребенок: «О да! Я бы ее каждый день нажимал! Или лучше, чтобы кто-нибудь за меня всю эту алгебру решил!»
Предложить поддержку (без давления)
Родитель: «Ты, наверное, чувствуешь себя ужасно из-за этой алгебры. Хочешь, чтобы я просто посидела рядом? Или, может, вместе попробуем разобрать эту задачу еще раз? А может, ты хочешь немного отдохнуть и потом вернуться к ней?»
Ребенок: «Не знаю… Может, и правда отдохнуть? Просто посиди рядом, пожалуйста. И чтобы ты ни слова про алгебру! А то я опять разозлюсь».
Другие примеры вариантов использования навыков общения
на нашем телеграм-канале: https://t.me/fabermazlish