Представьте: ребенок возвращается из школы расстроенным и делится с вами своей болью.
Ваша первая реакция — поддержать и утешить? Или же вы начинаете «разбор полетов»?
К сожалению, наши привычные ответы часто ранят больше, чем сама ситуация
Разберем ситуации из школьной жизни и сравним: как мы чаще реагируем и как можно поддержать ребенка, используя навыки принятия чувств Фабер-Мазлиш.
Кстати, на курсе «Как говорить, чтобы дети учились»
(https://shop.fabermazlish-rus.ru/product/kak-govorit-chtoby-deti-uchilis/)
мы проигрываем такие ситуации в парах, ставим себя на место ребенка и записываем свои чувства.
Эффект поразительный: взрослые ощущают обиду, грусть, злость, разочарование и другие не самые
приятные чувства — то, что дети чувствуют в реальной жизни от наших слов
Ребенок (после школы): «Учительница сегодня на меня накричала! Она сказала, что я слишком медленно решаю задачи на контрольной, и поставила плохую оценку. Я старался как мог!»
Типичная (неэффективная) реакция взрослого:
Игнорирование чувств, осуждение, упрек
«Ну и что ты хотел? Надо быстрее работать! Ты же знал, что будет контрольная».
Любительский психоанализ (с обвинением учителя):
«Да она просто придирается! У неё, наверное, самой в детстве были проблемы с математикой, вот она и срывается. Не бери в голову!»
Морализаторство:
«Ты должен всегда уважать учителей, даже если они не правы! Учитель — это святое! Нужно молча терпеть и делать, что говорят».
Реакция с применением навыков Фабер-Мазлиш:
1. Подтвердить чувства ребенка:
«Я понимаю, как обидно, когда стараешься, а тебя ругают и ставят плохую оценку».
«Похоже, ты чувствуешь себя очень расстроенным и, возможно, немного обиженным на учительницу».
2. Проявить солидарность с чувствами ребенка с помощью звуков или слов:
«М-м-м, понятно».
«Вот как…».
«Да, это действительно обидно».
«Понимаю, очень досадно».
3. Предложить ребенку в виде фантазии то, чего вы не можете дать в реальности:
«Эх, если бы можно было остановить время на контрольной и спокойно всё решить!»
«Вот бы нажать кнопку перемотки и пересдать контрольную без ошибок!»
4. Принять чувства ребенка даже в том случае, если вы вынуждены призвать его к прекращению неприемлемого поведения (если такое будет):
Если ребенок начнет злиться и рвать тетрадь: «Я вижу, ты очень расстроен из-за этой контрольной.
Но рвать тетрадь не поможет. Давай вместе подумаем, что можно сделать в следующий раз,чтобы лучше подготовиться, или ты можешь нарисовать свой гнев, если хочешь».
Другие примеры вариантов использования навыков общения
на нашем телеграм-канале: https://t.me/fabermazlish