Ошибки родителей, которые мешают детской самостоятельности

Наверно каждому родителю хочется, чтобы ребенок был самостоятельным, умел обслужить себя, позаботиться о других, умел занять себя и чувствовать свои истинные потребности.

Но как бы парадоксально не звучало, именно родители больше всего мешают детям становится самостоятельными.

Сегодня о самых распространенных ошибках.

Ошибка 1. Родители постоянно развивают и развлекают

Любая мама хочет дать своему ребенку много, объять необъятное, поэтому записывает его на кучу кружков, начиная с раннего возраста. Дома постоянно играет, рисует, клеит, лепит и т.д. Все это хорошо, но в меру.

Если у ребенка нет свободной минутки, некогда поскучать, то и нет возможности осознать свои “хочу”, потребности и желания. Он перестает получать удовольствие от обыденных вещей.

Только через скуку дети начинают развиваться и придумывать себе деятельность, включают воображение. Если ребенка постоянно развлекают, то вместо фантазии и естественного познавательного интереса, развивается чувство, что ему все должны. Позже мамы жалуются, что сын или дочь ничем не интересуется, не хочет заниматься, читать книги и т.п. А все от того, что нет самостоятельных навыков и понимания истинных желаний.

Ошибка 2. Родители слишком опекают и много
запрещают

Родители не дают никакой бытовой самостоятельности и даже не представляют что ребенок может делать сам. Мама все делает за ребенка: одевает, обувает, кормит с ложки после 3 лет, лишая возможности попробовать самому и потренировать навык. Постепенно у него возникает страх делать что-либо самостоятельно. Он ждёт, когда сделают за него. Если столкнулся с трудностью, то не пытается решить сам, а обращается к маме.

Родители много запрещают: нельзя бегать по лужам, трогать червяка, кричать. Если постоянно слышишь “нельзя”, то появляется страх родительского гнева, боязнь наказаний.

У таких детей низкая самооценка, они не уверены в себе. Здесь может быть 2 варианта развития событий: эгоизм или робость и замкнутость. Таким детям сложно адаптироваться в новой обстановке.

И вырастает взрослый, который не умеет принимать решения, не может найти выход из сложной ситуации, преодолеть страхи, взять ответственность на себя.

Ошибка 3. Родители чрезмерно критикуют и постоянно исправляют ошибки🔻

“Ты опять упал с горки и испачкался!”, “Ты снова положил вещи не туда!”, “Опять у тебя получаются сплошные каракули вместо букв!” — и так постоянно, много раз на дню.

Ребенок перестает понимать, где совершил ошибку, не умеет их исправлять, полностью зависит от чужого мнения.

От постоянной критики у детей снижается мотивация к самостоятельным действиям, они становятся более тревожными, пасуют перед трудностями, потому что боятся ошибиться, обесценивают свои достижения: “Зачем я буду делать, все равно не получится и никому не нужно”.

Ошибка 4. Родители “выдергивают” из процесса, переключают с одной деятельности на другую
Когда ребенок чем-то долго занят, например, вырезает, нанизывает колечки на пирамидку или собирает матрешку, мама волнуется: “Ну сколько ты еще будешь этим заниматься? Смотри, вон Маша уже сколько всего сделала. Давай и мы займемся чем-то другим.” Действия ребенка кажутся маме простыми и однообразными и обязательно нужно делать что-то еще.

Тоже самое происходит и с детьми постарше. Например, ребенок читает книгу, разговаривает по телефону или делает уроки, а мама срочно зовет обедать. Он погружен в свою деятельность и важно завершить ее.

Доводя любое дело до конца, дети учатся концентрироваться, понимают, что у любого действия есть начало, середина и конец. Когда ребенку регулярно удается заканчивать начатое, то формируются нейронные связи.

Важно! Когда ребенок делает что-то в первый раз, в его головном мозге возникает и начинает развиваться нейронная связь. Для того, чтобы она стала крепкой и устойчивой, сформировался новый навык, необходимы многочисленные повторения этого действия и его завершение.

Если же детей постоянно “выдергивают”, переключают, мешают закончить, то постепенно внимание рассеивается, появляются плаксивость и капризность, формируется привычка не заканчивать начатое дело.

Ребенок научится принимать решения, делать выбор и действовать самостоятельно не раньше, чем к этому будут готовы взрослые.

Другие примеры вариантов использования навыков общения
на нашем телеграм-канале:  https://t.me/fabermazlish