Родительство – не только радость, но и ответственность.
Часто она выражается в необходимости устанавливать правила и запреты. Ведь ребенок,
познавая мир, еще не знает социальных норм и границ, не понимает, что можно, а что нельзя.
Наверняка вам знакома ситуация, когда ребенок, услышав «нельзя», взрывается:
«Я хочу есть конфеты сколько хочу, смотреть мультики целый день, играть в телефон до ночи!»
Или просто тянется к тому, что ему интересно, не понимая опасности.
Такие бурные эмоции действуют на нас и заставляют сомневаться:
а не вредим ли мы ему, ограничивая свободу?
Границы – это не про ограничение, а про безопасность!
Они помогают ребенку чувствовать себя защищенным в этом большом и пока еще непонятном мире.
Будьте последовательны в своих запретах:
«Бить нельзя! Я тебе не дам бить!» – должно звучать четко и однозначно.
Принимайте чувства ребенка, но ограничивайте неприемлемые действия:
«Я вижу, как тебе хочется!» или «Я понимаю, как ты сейчас злишься!
Кажется, что, если ударишь кого-то, станет легче»,
«Да, я знаю, как иногда притягивает что-то чужое. Это действительно интересно.
Давай посмотрим вместе».
Проговаривайте, как можно снизить агрессию и принять сильные эмоции,
которые бушуют внутри него, например:
Предложите альтернативу. Вместо того чтобы просто запрещать, предложите ребенку
социально приемлемый способ выразить свои эмоции:
«Меня бить нельзя, но ты можешь бить подушку!»
«Меня бить нельзя, но можно потопать ногами, если ты сильно злишься».
«Можно сжать кулаки и сказать громко: «Я зол!»
Смоделируйте правильное поведение. Покажите, как можно действовать в рамках правил:
«Брать чужое нельзя, но ты можешь попросить!»
«Леночка, можно ли посмотреть твою машинку?»
(Покажите, как вежливо просить).
А если игрушка в общественном месте, но пока занята, научите ждать:
«Брать чужое нельзя, но можно подождать, пока она освободится, и ты сможешь это взять».
Такая ситуация – прекрасная возможность для воспитания воли и терпения.
Покажите своим примером, ожидание – это нормально, иногда нужно уметь ждать,
чтобы получить желаемое.
Задача родителя – не просто запретить, а научить ребенка управлять своими эмоциями
и действовать в рамках принятых норм.
Как вы помогаете своим детям справляться с сильными эмоциями?
Делитесь своими примерами в комментариях. Будем рады
Другие примеры вариантов использования навыков общения
на нашем телеграм-канале: https://t.me/fabermazlish